Картины Шимона Богушовича в экспозициях Олесского замка. Շիմոն Բոգուշովիչ


samvelazizian Сидя дома на карантине, люди слушают концерты звёзд, ходят на виртуальные тренировки и курсы, а еще посещают музеи в которых никогда не были. Предлагаю всем совершить он-лайн экскурсию по самому интересному и таинственному замку-музею Западной Украины. Итак, садитесь поудобнее, пристегните ремни, мы отправляемся в путь! Если ехать по международной трассе М-06 Киев-Львов-Чоп, через пять часов езды не доезжая 75 километров до Львова с левой стороны дороги вдруг неожиданно возникнет высокий холм со сказочными строениями — это музей "Олесский замок", филиал Львовской картинной галереи.
Олесский замок считается самым старым в Западной Украине, был построен во времена Галицко-Волынского княжества, однако многократно разрушался и восстанавливался. Замок имеет большое историческое значение как для украинцев, так и для поляков. В начале XVII века при дворе русского магната Ивана Даниловича, владевшего замком, служил Михаил Хмель, отец Богдана Хмельницкого. 17 августа 1629 году во время набега на околицы замка крымских татар и сильной грозы дочь Ивана Даниловича в одной из комнат замка родила будущего короля Речи Посполитой — Яна III Собеского.

Замок местами трехэтажный, имеет овальную планировку, каменные стены имеют трехметровую толщину и довольно суровые на вид подпорные контрфосы.

Дорога в замок тянется под стеной, где сохранились исторические фортификационные укрепления.

Через главные ворота попадаем во внутренний двор замка, откуда начинается осмотр музейной экспозиции.

Портал украшен родовым гербом в виде каменного барельефа.

Во внутреннем дворике нас встречает настоящая старинная пушка, и

советская охранная табличка из которой узнаем о времени последней реставрации замка и открытия музея.

На первом этаже замка расположен музейный зал в котором демонстрируется старинная замковая мебель.

Мебельный антиквариат смотрим и оцениваем без комментариев.




Всю мебель показать не возможно, поэтому завершаем осмотр оригинальным старинным фарфоровым светильником с родовым гербом.

В музее находится также крупнейшее на Украине собрание объёмной деревянной скульптуры XIV—XIX веков; основу коллекции составляют работы оригинальной львовской школы скульптуры XVIII века. В это время во Львове работало около семидесяти мастеров, среди которых самыми известными являются Иоанн Георгий Пинзель.

В постоянно действующей с 1975 года экспозиции выставлены произведения искусства XIII—XIX веков: живопись, скульптура, иконы.

Среди живописных работ выделяются значительные батальные полотна из истории Речи Посполитой: это «Битва под Клушино», написанная по заказу гетмана Станислава Жолкевского в 1620 г., львовским художником, армянином Шимоном Богушовичем (Симон Богуш). Фотографию картины позаимствовал отсюда, там же подробное описание.

Картина на библейский сюжет "Танец Саломеи" Шимона Богушовича. Далее идет каскад портретных работ придворного художника.

Иероним Ходкевич (1500—1561) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского.

Ян Кароль Ходкевич (белор. Ян Кароль Хадкевіч; 1560 — 24 сентября 1621, Хотин) — военный и политический деятель Великого княжества Литовского.

Стефан Баторий (27 сентября 1533, Шимлеу-Силванией — 12 декабря 1586, Гродно) — король польский и великий князь литовский (с 1576).

Полный королевский титул Стефана Батория: Божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подляшский, инфлянтский, а также князь семиградский.

Юзеф Вандалин Мнишек (1670 — 25 июня 1747) — государственный и военный деятель Речи Посполитой.

Картина по заказу короля Яна Собеского — «Битва под Хотином» (1674—1679, голландец Фердинанд ван Кессель и польский художник из Гданьска Андрей Стах).

Масштабная картина «Битва под Веной» (закончена в 1692, итальянский художник немецкого происхождения Мартино Альтомонте) передает героическое прошлое польского и украинского народа, когда король Ян ІІІ Собески принял командование объединённым 75-тысячным войском, в том числе с украинскими казаками. Под его командованием коалиция христианских держав нанесла сокрушительное поражение туркам 12 сентября 1683 года на горе Каленберге, навсегда остановив продвижение Османской империи в глубь Европы. Именно этот героический эпизод отражен в картине.

Под картиной стоит настоящий казацкий военный барабан — тулумбас. Рядом стоит боевая пика, которая не умещается на фотографии.

Пика — разновидность длинного копья. Состоит из древка длиной в 4-5 метров и трёхгранного или четырёхгранного металлического наконечника длиной 12—57 сантиметров. Общий вес составляет 3—4 килограмма.

Выходя из замка еще раз любуемся красочным порталом, виртуальная экскурсия завершилась. Надеюсь после отмены карантина многие захотят поближе ознакомится с уникальными экспонатами музея, дотронуться до средневековой истории и выпить чашечку ароматного кофе в уютном рыцарском зале Олесского замка.


Photo by Samvel Azizian

источник: http://kievao.com.ua/

Армянский храм в Могилев-Подольске. Редкие фотографии.

Հայկական տաճարը Մոգիլյով-Պոդոլսկում: Հազվագյուտ լուսանկարներ: Świątynia ormiańska w Mohylów Podolsku. Rzadkie zdjęcia. Temple arménien de Mohyliv-Podilskyi. Photos rares. Рідкісні фотографії: Вірменський храм у Могилові-Подільському.

samvelazizian Замечательный интернет-проект EtoRetro.ru предоставил нам уникальную возможность увидеть на малоизвестных старинных фотографиях разрушенный в 30-х годах ХХ века армяно-католический костел Непорочного зачатия св. Богородицы, который несколько десятилетий являлся кафедральным собором Могилев-Подольского ординариата армяно-католиков Российской империи.
Основание армянского католического епископства в Могилеве было оформлено русским сенатом, который 7 ноября 1810 г. получил от царя именной указ «О бытии армяно-католическому епископу Криштофовичу эпархиальным епископом всех в России живущих армян римско-католического исповедания», [«Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа», ч. I, M., 1833, стр. 38.].

История Могилев-Подольского ординариата напрямую связана с третим разделом Польши, когда от Львовской архидиецизии АКЦ находящейся уже в составе Австро-Венгрии отделились и териториально присоединились к Российской империи парафии АКЦ в Каменце, Жванце, Рашкове, Балте, Могилев-Подольском и др. Они были объединены во вновь созданный Ординариат АКЦ Российской империи с центром в городе Каменец-Подольский, а с 1807 года перенесен в город Могилев-Подольский. Администратором армяно-католиков Российской империи в Могилев-Подольский ординариат был назначен епископ Юзеф Кшиштофович (род. 1762, умер. 26 февраля 1816).

На увеличении хорошо видна апсидная часть костела и каменные столбы металической ограды, выходящие к самому берегу Днестра. Своей архитектурной формой Могилевский храм очень напоминает армяно-католические костелы в Жванце, Станиславе, Рашкове и Тысменице. М. Бжишкян оставил описание армянской церкви в Могилеве: «Каменная и светлая, средней величины... названа именем непорочного зачатия Богородицы, имеет 5 ризниц. Направо от главной ризницы есть чудотворная икона Богоматери... имеет две колокольни...»[M. Бжишкян, Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани (на арм. яз..), Венеция, 1830 ]

Предположительно храм однонефный, такая же как в Жванце (на фото справа) прямоугольная апсида и две высокие фронтальные башни с колокольней и сигнатуркой на крыше. Строительство новой каменной церкви Могилева-Подольского было начато 21 мая 1772 г. и закончено через 19 лет, 24 мая 1791 г. На строительство было затрачено 129 568 злотых. Торжественное освящение было совершено 3 июня львовским армяно-католическим архиепископом Акопом-Валерианом Тумановичем, специально прибывшим из Львова для этой цели [S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 161.]. Новая церковь, построенная на месте старой, впоследствии была именована церковью «Непорочного зачатия св. Богородицы»[П. Мамиконян, Настоящее и будущее румынских армян (на арм. яз.), Калац, 1895, стр. 22.], однако С. Баронч пишет, что она носила имя «св. Троицы, пришествия св. Матери и св. патриарха Григора».

На переднем плане фотографии хорошо видна церковная ограда, а за ней можно подробно разглядеть длинное здание причта и резиденцию епископа (справа). Здания расположены на высокой искусственной насыпи на набережной Днестра, укрепленные мощной каменной стеной, которая защищает церковный двор и постройки от систематических наводнений связанных с разливом реки.
Фотография П.Жолтовского, 1930 г.
Также, сохранилась фотография старинной городской Ратуши, в которой было выделено отдельное помещение для армянского суда. Это было важной привилегией. Ратуша руководила всем городом, и наличие в ее здании армянского суда еще более поднимало авторитет последнего.

История Могилев-Подольской армянской колонии и церкви упоминается в работах Садока Баронча, Минай Медице (М.Бжишкян), Вартана Григоряна, Марии Арсенян и многих других авторов. Исследования продолжаются по сей день, и, возможно, нас еще ждут новые открытия.

использованы фотографии из собрания fischer размещенные на веб-портале EtoRetro.ru

информацию подготовил: Samvel Azizian

На Вінничині фермер відновив 240-річний козацький храм.


У селі Мала Ростівка Вінницької області керівник фермерського господарства Микола Мотузюк відновлює козацький храм, повідомляє amazingukraine з посиланням на 20 хвилин

Спільно з родиною пан Микола відновлює храм уже понад п’ять років. Щоб повністю завершити реконструкцію храму, ще треба виконати частину робіт всередині та облаштувати навколишню територію.

Прикметно, що козацьку церкву відновили такою, якою вона була після спорудження у 1776 році. Для цього використали матеріал дуба. Зберегли всі елементи, що залишилися у храмі зі старих часів на стінах, як всередині, так і зовні.

За словами співрозмовника, у залишках будівлі не вдалося знайти цифри, які б свідчили про час спорудження сільської святині. Всіх цікавив цей факт. Треба було знати, наскільки надійними є старі балки.

Допомогла експертиза. Її проводили в Києві в одній з експертних установ. Експерти дослідили частину деревини із зрубу. За їхніми висновками, деревині, з якої зроблені стіни церкви, приблизно триста років.

Стіни зроблені з дуба, а ось дах – із сосни. Соснові дошки не встояли, дубові зруби збереглися.
У церкві особлива акустика. Як пояснили фермеру фахівці, такої акустики навряд чи вдалося б добитися у новозбудованій споруді.

«Акустичні особливості дерев’яних церков – це секрет давніх майстрів не вивчений дотепер. Звук у них не відлунює і водночас не згасає. Незалежно від того, якого розміру споруда – велика чи мала», – розповідає Микола Мотузюк.

Цікаво, що запис про спорудження церкви у Малій Ростівці є у книзі «Сказание о населенных местностях Киевской губернии» (1864). Саме там є запис про спорудження козацької Покровської церкви у Малій Ростівці у 1776 році.

Як пояснюють фахівці, за архітектурою храм являє собою дерев’яний тетраконх із прибудованою в єпархіальному стилі дзвіницею. Такі храми часто зводилися козаками тому й називають церкву козацькою.

джерело https://www.amazingukraine.pro/culture/na-vinnychyni-fermer-vidnovyv-240-richnyj-kozaczkyj-hram-foto/?fbclid=IwAR0hj5ozTxHaYUyvjyNaXD7KrS8BK7axiY95AVfUFpHsv095SGvS-U9pHQM

ЗНАЙШЛАСЯ ЧУДОТВОРНА ІКОНА МАТЕРІ БОЖОЇ ЛАСКОВОЇ СТАНІСЛАВСЬКОЇ?


Під час реконструкції в Катедральному Святопокровському соборі УАПЦ («голуба церква») реставратори знайшли ікону Матері Божої Ласкавої Станиславівської.
Дві ікони випадково виявили в одному з нефів храму спеціалісти-реставратори, повідомив Василь Столащук. Заховані в стіні образи потребували реставрації. Після відновлення однієї з них відкрився впізнаваний лик Матері Божої Ласкавої Станиславівської.
Наразі ікона знаходиться в роботі у художників-реставраторів. Вони вважають, що у «вірменській церкві», яка свого часу була збудована спеціально для поклоніння чудотворному образу Станіславівської Божої Матері, швидше за все виявлено оригінал. «Є сенс з’ясувати, яку ікону – оригінал чи копію, – вивезли у Гданськ поляки в 1946 році», – каже пан Столащук. http://www.gk-press.if.ua/node/6528

До 105-Ї роковини Геноциду вірменського народу в Османській імперії.

Այսօր հայերը նշում են Օսմանյան կայսրությունում Հայոց ցեղասպանության 105-րդ տարելիցը: Today, Armenians celebrate the 105th anniversary of the Armenian Genocide in the Ottoman Empire. Сегодня армяне отмечают 105-ю годовщину Геноцида армянского народа в Османской империи.

Сьогодні вірмени по всьому світу відзначають сумну дату своєї історії — Геноцид вірменського народу в Османській імперії. У 1915 році, скориставшись військовим часом керівництво Туреччини ініціювало і організувало депортацію і масові вбивства мирного вірменського населення, що проживало на своїх споконвічних землях в Західній Вірменії.

По всьому світу вірмени створили Комітети допомоги вірменським біженцям. Не залишилися осторонь і вірмени України. Комітети та представництва були створені в Одесі, Києві, Харкові та інших містах.

Відомо, що на початку 20-х років ХХ ст. при громадській організації "Київська вірменська трудова колонія" був створений подібний комітет, який надавав адресну допомогу сиротам і бідним сім'ям, які жили у Вірменії та за кордоном.

Щоб краще зрозуміти трагізм подій, які відбувалися в ті криваві часи, пропонуємо вашій увазі кілька сторінок з ілюстрованого журналу «Вірмени і війна», що видавався в Одесі в 1916-1917 роках, під час Першої Світової Війни.








джерело http://kievao.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1499:---105-----
https://www.facebook.com/Virmeny