Samvel Azizian (samvelazizian) wrote,
Samvel Azizian
samvelazizian

Ликвидация Армяно-католической церкви в Западной Украине 1945-1946 гг. История исследования.

Автор: Самвел Азизян


samvelazizian С 1946 года в советском союзе фактически дейстовал запрет на научные исследования по теме ликвидации Армянской католической церкви в Западной Украине, впрочем была под запретом деятельность и самой церкви. Именно поэтому, по истории ликвидации Армянской Католической церкви Львова в 1945-1946г. написано очень мало работ, в основном публикации зарубежных и преимущественно польских авторов. В основу этих публикаций, ложились воспоминания свидетелей и документы хранящиеся в государственных архивах Ватикана, Польши, Украины, а также в частных коллекциях.

На фотографии: Барельеф с изображением герба Армяно-католической церкви на фронтоне резиденции Львовского митрополита АКЦ. Львов, ул. Армянская, 7-13.

Авторы исследований, довольно детально описывали происходившие события, однако не раскрывали основные мотивы послужившие причиной ликвидации армяно-католической церкви, либо повторяли официальную версию советских судебных органов, пересказывая приговор военного трибунала, опубликованного в 1946 г. в местной прессе в виде краткого сообщения. Основная информация по судебному процессу над священниками АКЦ долгие десятилетия оставалась большой тайной, так как строго засекреченные документы до судебного следствия и  приговор Военного трибунала от 8-9 марта 1946 г. , постоянно хранились в отраслевых архивах КГБ Украины и были недоступны для научных исследований до 2008 года.

Ярослав Романович Дашкевич (13 декабря 1926, Львов — 25 февраля 2010, там же) — историк, арменовед (специализировавшийся на изучении армянских колоний Украины и Польши) археограф.

Первым украинским ученым написавшим o ликвидации АКЦ в Западной Украине стал историк Ярослав Дашкевич, который в своем докладе «Ликвидация армяно-католической церкви в Галиции в 1945 г» представленном в 1998 году во Львове на VIII Международном круглом столе «История религии в Украине» прямо указал на политические мотивы приведшие к ликвидации церкви, дал оценку случившимся трагическим событиям и их последствиям. В 2002 и 2005 году новые сведения по ликвидации АКЦ были опубликованы в работах львовского ученого Ирины Гаюк «Вірменська церква в Україні» и «Армянская церковь как уникальный феномен християнского мира»1,


Также, трагические события из истории Львовской АКЦ нашли отражение в работах: ученого Виктора Войналовича «Партійно-державна політика щодо релігії та релігійних інституцій в Україні 1940-1960-х років”. -К.2002, в книге Степана Гаврилюка “З істрії церков Тисмениці”. - И-Ф.2002, в книге исследователя и журналиста Юрия Смирнова "Армянский кафедральный собор во Львове. История армянской епархии Львова", Перемышль, 2002 г. и популярних статьях  опубликованных в газете «Галицка брама», в работах других авторов.


Спустя несколько лет, уже на страницах издающихся в Киеве центральных газет и популярных журналов появился ряд остросюжетных публикаций рассказывающих о трагической истории Львовской армяно-католической епархии, о жизни и деятельности известных львовских армян-католиков, о судьбе этнических армян Львова и их культурном наследии. Все эти публикации вызвали большой интерес у широкого круга украинских читателей, которые узнали много новых подробностей о запрещенной в СССР Армяно-католической церкви Львова.

Исследователь Самвел Азизян работает с армянским фондом в Государственном архиве Украины, 2007 г.
Все это подтолкнуло к началу новых научных исследований по изучению истории ликвидации АКЦ, начатых в 2007 году отделом национальных меньшинств Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины, исследователь Самвел Азизян, куратор проекта к.н.О.И.Калакура, зав. отделом института д-р. М.И.Пинчук.

Документы по делу армяно-католических священников Львовской епархии АКЦ хранящиеся в архивах КГБ в Киеве и Львове
К этому времени, впервые за многие десятилетия появилась возможность ознакомится с ранее засекреченными документами АКЦ, хранящимися в Центральном отраслевом архиве СБУ (г. Киев) и в отраслевом архиве СБУ Львовской области (г. Львов). На основе собранного нового материала в 2008-2010 годах в академических изданиях были опубликованы несколько научных статей С.Л.Азизяна о львовских армяно-католиках, в которые вошли ранее неизвестные факты меняющие общепринятые трактовки трагических событий.
3



Перезахоронение последнего Армяно-католического митрополита Йосифа Теофил Теодоровича на Личаковском кладбище Львова. Фото: С.Азизян.

Знаковым событием в истории армян Украины и Польши стало перезахоронение в 2011 году на Личаковском кладбище Львова последнего Армяно-католического митрополита Йосифа Теофил Теодоровича (1864, Живачов – 1938, Львов). На перезахоронении присутствовали представители нескольких армянских организаций из Украины и Польши, иерархи всех церквей Львова, священники прибывшие из Польши и Ватикана, депутаты, в том числе Львовской мэрии и многочисленные журналисты.

В том же 2011 году член Комитета арменистики Тигран Авакян, представил в Киеве полнометражный историко-документальный фильм «Армянское наследие Европы», режиссер и оператор Валерий Балаян. Фильм был снят при содействии «Фонда Ренесанс» на территории Украины и Польши, рассказывает об истории и культурном наследии этнических армян, в том числе об истории армяно-католической церкви в Западной Украине.

В 2012 году Ирина Гаюк представила в Киеве, а также в Минске и Ереване две новые книги: «Иллюстрированная энциклопедия армянского искусства в Украине» и упорядкованный сборник статей профессора Ярослава Дашкевича «Армяне в Украине. Дорогами тысячелетий». В книгах содержится много материалов по истории и культуре армян в Украине, в том числе по АКЦ в Западной Украине. В сборник вошла авторская статья профессора Ярослава Дашкевича "Ліквідація Вірмено-католицької церкви в Галичині 1945 р."

Важно отметить участие арменоведов Комитета арменистики САУ в Международных арменоведческих конференциях, в которых поднималась тема Армянской Католической церкви в Западной Украине. В 2009 и 2011 годах во Львовском Католическом университете прошли две Международные научные конференции «Вірмено-українські історичні зв'язки” и “Культура і мистецтво вірменської діаспори в Україні”.

В 2010 году прошла масштабная международная арменоведческая конференция и выставка "Искусство Армянской диаспоры" в Замости (Польша), которая собрала арменоведов со всего мира.

В 2013 и 2015 году состоялись две международные арменоведческие конференции в Минске, подготовленные при содействии фонда «Анив». По итогам всех международных научных конференций были изданы сборники научных трудов, в которых также содержались материалы исследований по истории, культуре и религиозной деятельности Армяно-католической церкви в Западной Украине.


На фотографии слева направо: д-р.Анжей Зенба (Краков), директор Музея Ягелонського университета, д-р Кшиштоф Стопка (Краков), гл.редактор польско-армянской газеты "Аведис" Армен Артвих (Варшава), арменовед д-р Сара Лапоте (Бельгия) на конференции в Минске, 2015 г. Фото: С.Азизян.

Все вышеперечисленные научные исследования, публикации, конференции, экспедиции и события явились важными предпосылками и весомым аргументом для обращения в профильный комитет Верховной Рады Украины с просьбой рассмотреть вопрос о трагической судьбе Львовской АКЦ и почтить 70-ю годовщину ликвидации Армянской Католической церкви в Западной Украине, что было сделано Тиграном Авакяном. Соответствующий проект Постановления подготовил и внес на рассмотрение Верховной Рады народный депутат Украины, глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий. 19 октября 2016 года сессия Верховной Рады Украины большинством голосов поддержала проект Постановления и приняла соответствующее решение, которое восстановило историческую справедливость и согласно которому 25 октября отмечается как День ликвидации Львовской архидиецезии армяно-католичекой церкви в 1946 году.

Отдельным пунктом Постановления даны рекомендации Национальной академии наук Украины обеспечить координацию работ по исследованию вопроса ликвидации Армяно-католической церкви в Западной Украине. В связи с этим, в научных изданиях готовятся к публикации новые материалы.

Следите за нашими публикациями на страницах:
http://kievao.com.ua/
https://www.facebook.com/samvel.azizian

____________________

1 Гаюк І.Я. Вірменська Апостольська Церква як специфічний феномен християнського світу. Рукопис. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за фахом 09.00.11 – релігієзнавство. Інститут філософії імені Г.С.Сковороди НАН України (Відділення релігієзнавства). – Київ, 2003.; Вірменська церква в Україні / Ірина Яківна Гаюк ; Редкол.: Гол.ред. Анатолій Миколайович Колодний . – Львів : Логос, 2002 . – 128 с. : фотоіл. – (Бібліотека "Конфесії України") . - Бібліогр.: с.125-126(40 назв) та у підрядк. приміт. – На укр. яз. - ISBN 966-7379-51-5 .
2 Комитет арменистики был преобразован из ранее существовавшего Комитета по истории при ВОО «Союз армян Украины», президент Айк Памбухчян, исполнительный директор Тигран Авакян.

3 Азізян С.Л. Вірмено-католики Галичини у сучасній Україні і Польщі.//Наукові записки Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф.Кураса НАН України. – К., 2008. – Вип. 40. – 559-576 с. ISBN 978-966-02-4851-9.
Азізян С.Л. Політико-правові механізми врегулювання суперечностей щодо сакрального «майна» вірменської церкви в Україні//Наукові записки Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф.Кураса НАН України. – К., 2008. – Вип. 41. (підсерія "Курасівські читання") – 213-225 с.

Азізян С. Л. Галіцьки вірмени і голокост: постановка проблеми.//Голокост і сучасність. Студії в Україні і світі. – К., 2009. – Вип. 1(5). – 60-69 с. ISSN 1998-3883

Азізян С. Л. Міжнаціональні відносини в Західній Україні: галицькі вірмени і Голокост (1941-1944 рр.) //Наукові записки Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф.Кураса НАН України. – К., 2010 / 2 (46) – 233-244 с. ISBN 9789666-02-5020-8.

Tags: samvel asizian www.kievao.com.ua
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои твиты

    Вс, 19:50: Галицька нафта https://t.co/DDjycbYScq

  • Галицька нафта

    1853 р. львівський аптекар, вірменського походження Ігнацій Лукасевич (1822-1882) методом дистиляції виділив з ропи - сировини, на яку Галичина…

  • Мои твиты

    Чт, 16:55: Слідами втрачених Святинь Тисмениці. Կորցրած սրբապատկերների հետքերով https://t.co/U6ay65kzPs

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments