Samvel Azizian (samvelazizian) wrote,
Samvel Azizian
samvelazizian

Category:

Памятник архитектуры республиканского значения, армянский костел св. Каэтана.


samvelazizianРашково (молд. Raşcov, укр. Рашків, пол. Raszków) расположен на излучине среднего течения Днестра. Основанный в 1402 году как торговая станция является одним из старейших городов Подолья.

Армяне в Рашкове появились давно, первое упоминание относится к середине XVII века, когда Рашков был весьма значительным поселением, в котором проживали украинцы, поляки и евреи. Среди жителей выделялись армяне, община которых исповедовала католицизм и по грамоте Ю. Любомирского, пользовалась автономией. Известный польский писатель Генрик Сенкевич описал город и упомянул местных армян в популярном историческом романе «Пан Володыевский».

В 1747 г. по поручению львовского армянского архиепископа польских армян Акопа Августиновича вардапет Оксент Хосров Николян отправился в расположенный на берегу Днестра городок Рашков, чтобы ознакомиться с положением армянских переселенцев. Он нашел рашковских армян в исключительно тяжелых экономических условиях и для облегчения их участи обратился к владельцу города

Польский историк Т. Громницкий и автор статьи «Рашков» в «Церковной энциклопедии» отмечают, что вардапет Оксент построил в Рашкове деревянную церковь. До 20-х гг. прошлого столетия сохранялась «книга крещений» этой церкви, небольшой отрывок из которой опубликовал М. Бжишкян.

Эта деревянная церковь не удовлетворяла нужд рашковских армян, поэтому они, получив средства от Юзефа Любомирского, построили новую, каменную церковь. «И приказал построить здесь каменную церковь на деньги из своей казны, со всем необходимым снаружи и внутри. И ныне, четырехлетним неутомимым трудом воздвиг я эту армянскую церковь как вечный памятник душе моей»,—пишет Оксент в кратком предисловии к армянскому переводу грамоты Ю. Любомирского.

Историю армянской церкви досконально исследовал известный историк-арменовед В.Григорян, который отмечает: преемником Оксента был Миколай Дониго Радзецкий, а после его смерти, в 1788 г., священником армянской церкви в Рашкове стал Антон Вардересович, который после смерти могилевского армянского католического епископа Ю. Кжиштофовича (1816—1822) заменил его. С. Баронч пишет, что А. Вардересович увеличил денежный фонд (до 4000 злотых) братства св. Троицы, основанного Акопом Августиновичем в Рашкове в 1773 г., и с помощью наследника Ю. Любомирского построил новую церковь (это было, несомненно, после 1788 г.), которую освятил львовский армянский архиепископ А. В. Туманович 14 июля 1791 г. и назвал именами Непорочного зачатия св. Богородицы и св. Каэтана. М. Бжишкян приводит более раннюю дату строительства церкви. Он видел «плиту с надписью, что построено в 1786 г. и освящено в 1791 г. львовским архиепископом Тумановичем».

Во время второго раздела Польши, в 1793 г., Брацлавское воеводство, в составе которого был Рашков, отошло к России. Имеются сведения о том, что русский император взял на себя заботу о материальном обеспечении священника армянской церкви, назначив ему жалованье в размере 800 злотых в год. Армянская церковь в Рашкове стала подчиняться могилевскому армянскому католическому епископу.

После смерти Антона Вардересовича священником армянской церкви в Рашкове стал Енджей Кжиштофович, который до этого долгие годы служил священником в русской армии. Он родился в 1782 г. в армянской семье, обосновавшейся в Тысменице (ныне райцентр в Ивано-Франковской области Украины). Примечателен тот факт, что будущий рашковский священник принимал активное участие в Отечественной войне 1812 г. и был награжден золотой звездой. За победу под Варной он получил серебряную медаль. Е. Кжиштофович умер в Рашкове в 1853 г.

Армянскому епископству в Могилеве-Подольском пришлось назначить нового священника на место скончавшегося Е. Кжиштофовича. Им был известный переводчик Р. Узунян, который оставил об этом маленькое упоминание: «20 мая 1853 г. по старому стилю прибыл в Рашков в качестве священника здешней церкви». Здесь, в Рашкове, в мае 1854 г. Р. Узунян закончил перевод на армянский язык второго тома труда Николая Аванкинского «Житие и учение Христа». Для Р. Узуняна, посвятившего всю свою жизнь делу развития армянской переводческой литературы, было очень тягостно полностью отдалиться от армянской среды, поэтому уже 16 марта 1856 г. oн покинул Рашков и уехал в Каменец-Подольский, где и умер в 1863 г. О нем пишут, что он был последним армянским священником Каменца-Подольского, но, как видим, Узунян был последним и в Рашкове.

В 1918 г. по Днестру между Советской Россией и Румынией была установлена демаркационная линия и в Рашково разместилась погранзастава. В 1932 году костёл был закрыт в ходе антирелигиозной кампании советской власти. Поступил приказ уничтожить культовые строения. Так была взорвана синагога, православная Покровская церковь (1740 г.). Каким-то чудом удалось сохранить армянский костел. Какое-то время храм использовался местными властями как зернохранилище, затем как столярная мастерская.

В июле 1941 года, район был оккупирован румынскими войсками и включён в губернаторство Транснистрия. Перед захватом села, захватчики подвергли его сильному минометно-артиллерийскому обстрелу с целью уничтожения огневой точки, устроенной советским пулеметчиком на крыше армянского костёла. От обстрела были разрушены завершения угловых башен, в которых находились колокола, а так же барочный фронтон между ними.

Памятник архитектуры республиканского значения, армянский костел св. Каэтана.

использованные источники:
https://bloknot-moldova.md/news/rashkov-drevniy-gorod-na-krayu-sveta-1125396
http://www.tkumatrashkov.ru/uncategorized/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/
https://www.moldovenii.md/ru/library/photo/album/491/id/8137
http://armenianhouse.org/grigoryan-vardan/podolia/1-2.html
Tags: #aziziansamvel, #samvelasizian армянский костел св. Каэт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments